На самом деле это не такой уж простой вопрос. Дело в том, что есть профессии, где одним общим словом называют разных специалистов. Например, кто такой стоматолог? Человек, который лечит зубы… ну окей, а как он их лечит? В смысле, он лечит кариес или устанавливает импланты, а может быть, занимается брекетами или удалением зубов? На самом деле есть стоматологи-ортопеды, стоматологи-хирурги и так далее.
Получается, что обычно люди называют всех врачей, связанных с зубами – стоматологами, а на самом деле есть множество различных специальностей. Но тут кто-то может заявить: «Но мне же стоматолог и кариес лечил, и брекеты ставил, и даже импланты делал!». Такое правда бывает, это все еще тот же самый стоматолог, но при этом данный специалист изучил разные направления стоматологии и поэтому может заниматься различным лечением.
К чему я все это? Мне просто захотелось через более понятный пример объяснить более сложные вещи. Простой – потому что о стоматологах все люди знают, а вот про smm менеджеров мало кто знает, поэтому это более сложная тема.
Чтобы понять, кто такой smm-менеджер, нужно для начала разобраться с тем, о чем в принципе идет речь. SMM – это социальные сети. Соответственно, smm-менеджер – это человек, работающий с соцсетями. НО! Есть множество различных задач, которые может решать человек и при этом называться smm-менеджером.
Перечислю лишь небольшой список, что может делать человек:
- Заниматься историями или чисто рилсами
- Работать с блогерами
- Настраивать таргет
- Оформлять профили
- Писать посты
И при этом человек может себя называть smm менеджером. Хотя для каждого из этих действий есть свое название:
- Работает с блогерами (имеется в виду то, что он договаривается с блогерами о рекламе) – менеджер по рекламе
- Настраивает таргет - таргетолог
- Оформляет профили - дизайнер
- Пишет посты - копирайтер
- Занимается историями – сторимейкер
- А рилсами – рилсмейкер.
То есть видите… есть как минимум 6 различных специальностей, которые могут называть себя smm-менеджерами. Кроме этого есть: контент-менеджеры, менеджеры проектов, администраторы, комьюнити-менеджеры и так далее.
И тут возникает вопрос: а к кому же, блин, обращаться? Если нужно заняться продвижением в соцсетях, то кто же вам нужен?
По сути, есть 3 варианта:
Вариант №1 – найти на каждую задачу отдельного специалиста. Тут логика может быть следующей – типа: если человек специализируется в одном направлении, то это круто, то он просто супермастер, к которому точно стоит обращаться.
Логика понятная, но она немного не так работает. Это как специалист по забиванию гвоздей. Он шикарно делает свою работу, вот только если ему не дадут гвоздь, то он ничего и не забьет. То есть получается, чтобы профиль стал давать шикарные результаты, нужно будет отдельно нанять всех специалистов. И тут оказывается, что каждый из них берет хотя бы по десятке в месяц, а зачастую и гораздо больше.
Кроме того, кому-то придется наладить взаимодействие между всеми специалистами иначе получится, что есть чувак, который раздает гвозди, есть чувак, который их забивает, только они друг о друге не знают или работают не синхронно, или один заболел и так далее. То есть получается лютый геморрой, за который еще и огромные деньги придется отстегнуть.
То есть этот вариант самый сложный и самый неудобный. Даже в SMM агентствах далеко не всегда используется подход максимального разделения задач по узким специалистам, обычно профиль ведет либо вообще один человек с помощником, либо задача делится на 2-3 спецов.
Поэтому от такого варианта я вас 100% отговариваю, как самый ужасный и дорогой.
Работать сразу с кучей специалистов это очень сложно!
Вариант №2 – это самостоятельный путь, но со специалистом. Такое часто делают, когда нанимают, например, сторисмейкера. Проблема тут в том, что во всех вышеописанных работах придется разбираться самостоятельно, а это сложно. Люди не просто так берут деньги за свою работу, они учились, как делать именно эти задачи, причем не просто так делать, а делать ХОРОШО! Поэтому такой вариант уже максимально усложняет жизнь вам. Например, у меня опыт написания статей более 16 лет!
Но проблема здесь даже не в том, что сложно будет именно вам. Проблема в том, что результат будет не совсем понятным. Тот же сторисмейкер он дает просто крутой контент (в смысле делает крутые истории), но он не может влиять по максимуму на продажи, и если человек с головой, то и гарантировать продажи он не будет.
Почему?
А кто подписчики?
Если я веду только истории, то откуда я могу знать, какие подписчики в этом профиле? Они целевые или это только боты. Понятное дело, прям явных ботов можно увидеть, а вот «мертвых душ» определить крайне сложно. А ведь профиль вообще может быть под санкциями в соцсети. И даже если все подписчики отличные, то вопрос с продажами все равно открытый, ведь продажи — это комплекс мер, а сторисмейкер отвечает только за одну «меру».
Точно то же самое касается и любого узкого специалиста, даже таргетолога! Да, он может привлекать людей в профиль или даже сразу может продавать им в лоб. НО! Если автор профиля ведет его абы как, то даже самый крутой таргетолог будет терять деньги именно из-за этого. Ведь люди, заходя в профиль, будут видеть там треш, а значит, и реагировать будут плохо.
То есть опять же получается не самый лучший путь развития. Он работает только в одном случае: вы начали вести профиль самостоятельно, добились крутых результатов (пройдя много обучений и набив сотни шишек), упаковали свой опыт в инструкции и теперь можете часть своей нагрузки повесить на плечи крутого специалиста, который сможет действовать в соответствии с вашими инструкциями.
Обычно такой путь выбирают уже очень крупные профили, от десятков и даже сотен тысяч подписчиков, а вот начинать с него лучше не стоит.
Соответственно, вариант «Все сам» описывать не буду, так как у нас речь в статье именно про smm менеджеров, а вот путь полного делегирования давайте обсудим.
Вариант №3 – полное делегирование
Я лично, называя себя smm-менеджером, имею в виду именно это. То есть, сотрудничая с вами, я беру на себя полностью всю заботу о профиле. Вам не нужны отдельно копирайтеры, дизайнеры, таргетологи, контент-менеджеры и так далее. Все эти задачи беру на себя я.
Это не означает, что smm менеджер работает в одиночку и является универсальным многоруком и многоногом. Это означает, что вам не нужно лично контролировать всех специалистов – этим занимается один человек.
По сути, здесь есть, так скажем, несколько вариаций взаимодействия. Есть вы как клиент и есть СММ-менеджер. При этом СММ-менеджер и правда может выполнять всю работу самостоятельно, так как научился всем процессам продвижения. Либо он может иметь помощников. Если человек работает в одиночку, то клиент общается непосредственно с менеджером. Если у него есть команда, то тут общение может быть такое же, то есть только на уровне сммщик с клиентом, так и на уровне – клиент, сммщик и кто-то еще.
Я пробовал в общение с клиентами добавлять помощников, мне не зашло. Мне показалось, что лишний человек напрягает клиента, оттягивает на себя внимание, плюс появляются дополнительные сложности, которые меня не устроили. Поэтому я отказался от такой модели (по крайней мере, пока) и все общение с клиентом веду сам, а помощники выполняют задачи, которые именно я ставлю перед ними.
Подведем итоги
Smm менеджер – это человек, который может взять на себя всю работу по вашему профилю. Но при этом smm менеджером могут называть себя и люди с более узкой специализацией. К кому при этом стоит обращаться? В начале пути либо к человеку, который берет на себя вообще все задачи, либо двигайтесь сами – это будет очень трудно, но гораздо удобнее, чем взять в работу кучу специалистов и попробовать их всех скоординировать.
А вот когда будет достигнут хороший результат, то можно делегировать часть задач. При этом рекомендую не делегировать сразу много всего – нанимайте специалистов по очереди. Например, взяли копирайтера, поработайте с ним пару месяцев и только после этого нанимайте сторисмейкера или кого-то еще.